Технологии

Американские военные провели эксперименты с неуправляемыми истребителями

Еще в октябре 2019 года Военно-морской флот США провел эксперимент с тремя истребителями – в нем был задействован самолет, дистанционно управляющий двумя другими, за взлет и посадку которых отвечали пилоты, находящиеся в кабине, которые во время испытаний становились обыкновенными пассажирами. В будущем, истребителям с дистанционным управлением, возможно, вообще не понадобится человек на борту и даже традиционная кабина экипажа.

Подробности об эксперименте весьма скудны, но известно, что было выполнено четыре полета и несколько “демонстрационных миссий” с настройкой, по словам представителя Боинга, который и делает эти истребители. В ходе учений, говорится в заявлении ВМС, два самолета летали в “нескольких предустановленных положениях” и “обменивались данными с пилотируемым истребителем”.

Это убедительный пример того, как военные хотят использовать самолеты по-новому – как нечто среднее между высоколетящим беспилотным летательным аппаратом типа Global Hawk и традиционным истребителем с пилотом на борту. “Технология позволяет ВМС расширить зону действия, не допуская при этом опасности для пилотируемых самолетов”, – заявил в прошлом месяце Том Брандт (Tom Brandt), который возглавляет так называемую “команду пилотируемых и непилотируемых самолетов” (Manned-UnManned Teaming). Другими словами, думайте об этом, как о способе истребителя с человеком на борту летать на миссии вместе с беспилотными самолетами, которые бы каким-то образом помогали ему, например, летели впереди и снабжали информацией”.

ВМС экспериментируют с технологией “человек-машина”, – говорит Тодд Харрисон, который руководит проектом “Аэрокосмическая безопасность” в Центре стратегических и международных исследований. В данном случае речь идет о машинах Growlers – реактивных самолетах, похожих на F/A-18 Super Hornets, которые обычно базируются на авианосцах. Но, добавляет Харрисон, он сомневается, что в будущем флот будет использовать истребитель, на борту которого не будет людей, – самолеты с дистанционным управлением будут другим видом аппаратов, построенных именно для сопровождения обычного, пилотируемого самолета. Они могли бы “использоваться, например, в качестве разведчиков впереди него”, – сказал он.

XQ-58 Valkyrie

XQ-58 Valkyrie

Это очень похоже на объект, над которым ВВС работали с компанией “Кратос”-  беспилотник – XQ-58A, или “Валькирия”, которому не нужна взлетно-посадочная полоса. Он взлетает с рельса, не имеет традиционного шасси и “может приземляться где угодно”, – говорит Майкл Виперман, менеджер программ на базе ВВС Райт-Паттерсон. В прошлом году у “Валькирии” действительно были проблемы с возвращением на землю: по данным ВВС, она “испытала неудачу при посадке”. Маленький реактивный самолет, который до сих пор летал всего четыре раза, имеет дальность около 5500 километров и скорость около 70 процентов от скорости звука – но при необходимости может двигаться быстрее. Это означает, что он сможет летать с “самолётом, который захочет использовать что-то подобное рядом с ним”, – говорит Виперман.

Другими словами, это скорее роботизированный ведомый, чем высотный беспилотник. У него также есть оружейный отсек. “Валькирия” – относительно дешевле, чем полноценный истребитель, и будет не страшно его потерять. По словам Випермана, он может стоить около 3 млн $  за штуку, в отличие от нового F-35, который обошелся ВВС в 80 миллионов долларов за самолет. Ракета или бомба уничтожается при использовании, обычный военный истребитель, надеюсь, никогда не будет потерян, а вот “Валькирия” находится где-то между ними. Она должна стоить меньше, чем традиционный беспилотный летательный аппарат вроде Reaper.

Валькирия похожа на программу ВВС с неопределенно звучащим названием «Скайборг», который представляет собой нечто, объединяющее в себе автономные системы, ИИ (искусственный интеллект) и беспилотные самолеты.

Аппарат в программе “Скиборг” будет чем-то вроде “снаряда”, который может нести в себе различные элементы, такие как датчики, сказал генерал Арнольд Банч (Arnold Bunch) с авиабазы Райт-Паттерсон (Wright-Patterson Air Force Base) в январе. Такой самолет мог бы “служить платформой, которая будет взаимодействовать с F-35, или F-22, или чем угодно еще”.

Пилот F-35, сказал Банч, будет как “квотербек” в американском футболе. Остальные “Валькирии” в гипотетических сценариях, как этот, возможно, полетят с квотербеком или форвардом и оба без экипажа и будут гораздо дешевле, чем Том Брэди (прим. американский футболист) в F-35.

Подпишитесь на уведомления о новых статьях через форму ниже

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × 5 =